Критические периоды эмоционального развития ребенка

Рождение ребенка всегда связано с хлопотами, причем не всегда они носят только приятный характер. По мере взросления своего чада, родители наблюдают серьезные метаморфозы, происходящие в его поведении, отношении к ним и развитии в целом. Послушный и милый малыш резко превращается в требовательное, эгоистичное и ни на что не реагирующее существо, нормальное общение с которым становится невозможным.

Кажется, кроме дедовских методов воспитания ничто не может справиться с ситуацией в пользу родителей.

Но альтернативные методы, есть, главное, это изучить и понять, что представляют собой критические периоды развития вашего ребенка, как они начинаются, в чем проявляются, и как их легче пережить.

Самыми сложными периодами в жизни каждого ребенка являются его 3-х и 7-ми летний возраст.

Да, существуют и промежуточные этапы становления, но, обычно, они не сопровождаются существенными проблемами.

Кризис 3-хлеток

Начиная с 1-го года своей жизни и до трех лет, ребенок становится не таким беспомощным, как это было сразу после рождения. Он уже активно участвует в жизни всей семьи, способен к общению и имеет личные стремления. Малыша интересует все, что происходит вокруг, он без конца задает вопросы и даже пытается сам дать на них ответы.

В это время в его сознании происходят следующие перемены:

  • Ребенок осознает, к какому полу он принадлежит, и начинает понимать, чего ждут от девочки и от мальчика, если говорить о форме поведения;
  • Начинает формироваться самосознание. Чадо оценивает собственные поступки, и уже знает, какие из них заслуживают похвалу, а за какие можно понести наказание;
  • Активно пополняется словарный запас, благодаря чему у ребенка появляется возможность точнее выражать свои мысли и желания, воспринимать информацию и интерпретировать ее;
  • Чадо начинает изыскивать новые пути взаимодействия с предметами, незнакомыми ему до этих пор. По сути, происходят постоянные эксперименты, а в его голове возникает осознание того, что мир существует независимо от его желаний. В жизни ребенка наступает момент обособленности и отдаленности от остальных людей и предметов. Он – центр Вселенной;
  • Диапазон страхов становится все шире. Это происходит из-за того, что расширились умственные возможности, и получен новый жизненный опыт. К примеру, ребенок знает – предметы могут исчезать, и боится, что однажды исчезнет и он;
  • Происходит освоение языка ощущений.

Первый серьезный критический период развития ребенка 1-3 лет имеет следующие признаки:

  • Острая заинтересованность своим отражением;
  • Озадаченность внешностью, проявление интереса к нарядам;
  • Малыш становится в прямом смысле неуправляемым, в нем просыпается ярость и опровержение любой коррекции его поведения;
  • На этом этапе развития особо четко просматривается негативизм. Ребенок не реагирует не на содержание предложения, а на то, что оно исходит от взрослых. Причем отрицание будет в любом случае, даже если предложенное ему нравится;
  • Тотальное упрямство. Это действительно критический симптом, который проявляется следующим образом: чадо настаивает на чем-то совершенно не потому что желает этого, а потому что оно это уже потребовал один раз, и не в состоянии разорвать связь со своим первичным решением. Интересен тот факт, что в этом плане период касается только близких людей. Окружающих и других детей упрямство не затрагивает;
  • Строптивость, направленная против того, как складывалась его жизнь до трех лет, и каким доселе был воспитательный процесс;
  • На данном этапе психического развития ребенок бунтует и протестует, постоянно воюет с взрослыми, и демонстрирует симптом обесценивания значимости родителей и их опеки;
  • Ревность по отношению к другим детям в семействе и деспотизм. Последний проявляется в виде повышенной требовательности и желании заставить родителей незамедлительно выполнять все желания.

Родителям, которые первый раз сталкиваются с кризисом 1-3 лет, можно посоветовать сделать все, чтобы малыш стал самостоятельным.

Любые попытки полностью ограничить симптомы автономности, наказания за поведение и высмеивание поступков могут сделать детскую личность неуверенной и стыдливой.

Все критические симптомы затянутся, если взрослые будут практиковать постоянные запреты или тотальную вседозволенность.

Кризис 7-милеток

Как только семья испускает облегченный вздох, знаменующий окончание сложного периода трехлетнего ребенка, в его жизни начинается новый, еще более сложный этап становления.

Дошкольный период – это стадия детства, которая характеризуются следующими проявлениями формирования личности:

  • теряется непосредственность;
  • появляется манерность и скрытность;
  • возникает привычка не рассказывать о чем-то плохом или тревожащем, малыш становится замкнутым и неуправляемым;
  • переживания наполняются смыслом.

Все 7-милетние критические периоды подросткового периода и детства имеют в основе обобщенные переживания. У детей появляется внутренняя жизнь, и все его поведение ориентируется только на нее.

Чаду нужно поскорее влиться в общество: пойти в сад, вступить в школу, начать посещать кружки и прочие организации, которые заставляют выполнять полезные и необходимые действия.

Конечно, есть специальные правила поведения и каноны, которые помогают родителям с минимальными потерями пережить все периоды детства их ребят. Но, все они отдают сухостью и строгостью, тогда как каждый малыш – это индивидуальность, и применять к нему стандартные подходы не всегда есть правильно.

Намного целесообразней заранее изучить все периоды становления малыша, и разработать собственную семейную тактику поведения, наполненную вниманием, заботой и любовью.

При использовании материалов сайта активная ссылка на сайт обязательна