Развитие креативности: учимся мыслить нестандартно!

Креативностью называют совокупность творческих качеств, которая позволяет человеку создавать инновационные идеи практически в любой области. Считается, что творческие способности заложены от рождения. Однако чтобы они проявились в полной мере, следует обеспечить развитие креативности у младших школьников. В этом возрасте дети наиболее раскованы и не подвержены стандартному мышлению, поэтому способны творить свободно, не признавая авторитетов.

Что необходимо для развития креативности

К сожалению, неправильное воспитание и навязывание общепризнанных стандартов способно полностью заглушить творческую «жилку». Тем не менее, именно от способности максимально раскрыть творческие способности часто зависит успешность человека во взрослой жизни. Чтобы не быть отстающим и добиться карьерного роста, стать интересной личностью, необходимо развить креативное мышление.

Это качество прямо связано с несколькими факторами. Прежде всего, к ним стоит отнести  уровень знаний, накопленный жизненный опыт и образ жизни. Недостаток знаний в профессиональной сфере приводит к ограниченности. Однако намного хуже, если все навыки человека сосредоточены только в одной сфере. В этом случае ему достаточно сложно выйти за рамки и мыслить свободно. Поэтому необходимо гармоничное развитие в нескольких направлениях.

Считается, что развитие креативности связано с несколькими качествами:

  • верой в собственные силы;
  • отстаиванием своей независимости;
  • противостоянием навязанным стандартам;
  • готовностью идти на риск;
  • любознательностью;
  • наблюдательностью;
  • способностью убеждать оппонента;
  • чувством юмора.

 

В большинстве случаев единственное качество, которое отличает творческого человека, способность поверить в свою креативность. Все прочие факторы являются дополнением, необходимым для продвижения собственных идей.

Так как творческие способности основаны на присутствии воображения, необходимо его развивать. Замечательно, если у человека высокая интуиция. В этом случае уже на подсознательном уровне он способен уловить интересную идею и в дальнейшем посвятить время ее развитию.

Собственных креативных мыслей может быть недостаточно, чтобы добиться успешности. Поэтому стоит искать единомышленников, людей, с опытом инноваций. Необязательно это представители искусства, творчество необходимо в любой профессии. Следует быть решительнее и не бояться экспериментов, выглядя смешным в глазах общества.

Не следует оттягивать начало эксперимента на более подходящее время, ждать, когда идея созреет. Важно приступить к ее реализации. Если нет собственных идей, можно постараться продвинуть чужую, осмыслив, что в ней остается недоработанным.

Как правило, процесс рождения новой идеи начинается не с «озарения», а с методичного поиска области применения своих навыков. Далее, следует «мозговой штурм» – активное  размышление над задачей. И только после рождения конкретной идеи ее бережно шлифуют, тщательно прорабатывая.

Чтобы добиться положительного результата, необходимо предельно сконцентрировать внимание на выбранной области.

Кроме того, научитесь нестандартно мыслить. Для этого придется в чем-то уподобиться детям, которые находят оригинальный подход к решению любой задачи, не опираясь на мнение авторитетов, которых у них пока нет.

Впрочем, давно созданы техники развития креативности, которые позволяют человеку максимально изменить свое мышление.

Методы развития креативности, которые стоит взять на заметку

Не стоит думать, что технология развития креативности доступна только невероятно одаренному человеку.

На самом деле творческие способности  может усилить любой человек, прибегая к несложным методикам:

  • Метод от противного. Рекомендуется на начальном этапе думать не о том, как получить желаемый результат, а наоборот – что нужно сделать, чтобы положительного эффекта не было. В дальнейшем, при тщательной проработке идеи именно эти способы позволят найти несколько вариантов «зеркального» решения проблемы.
  • Метод Уолта Диснея. Это специальные упражнения на развитие креативности, которые практикуются в группе. Несколько человек, настроенных на общую идею, поочередно примеряют на себя роли «мечтателя», «реалиста» и «критика». Мечтатель предлагает идею или способ ее решения, реалист ищет способы ее осуществления, а критик находит слабые места и, соответственно, старается развенчать уверенность оппонентов.
  • Метод ассоциаций. На листе бумаге рисуют ствол дерева, олицетворяющий идею. Каждый вариант решения представляется в виде ветки. Постепенно, по мере размышления над проблемой, ствол будет обрастать новыми ветками и в какой-то момент оптимальное решение будет найдено.
  • Метод метафор – тренинг на развитие креативности, во время которого объект обсуждения представляется в совершенно ином качестве. Например, при разработке идеи возведения жилого комплекса, можно представить его в виде слона и подвергнуть анализу сильные и слабые стороны, оценить, какие качества хотелось бы изменить, а что – оставить.
  • Метод фокусирования. Данный способ направлен на поиск ключевого момента. Например, при разработке рекламы нового БАДа необходимо определить, что важнее: уверить потенциального покупателя в необычайной пользе именно этого средства или акцентировать внимание на низкой стоимости и равных качествах с конкурентной продукцией. Выделив ключевую позицию, генерировать решения становится намного проще.
  • Произвольно выбранные слова. В любую страницу газеты или книги тыкают пальцем. Выбранное слово становится отправной точкой для ассоциативных разработок.
  • Метод определения диапазона. При использовании данной технологии выбирают границы, в которых должно лежать решение проблемы. Для этого выбирают наиболее стандартную и экстремальную идеи.
  • Метод шести шляп. Берут шесть шляп, которые можно успешно заменить карточками различных цветов. Белый цвет – объективные факты, красный – эмоциональный подход, черный – критические замечания, желтый – позитивные стороны, зеленый – абсурдные решения, синий – подведение итогов.
  • Метод теннисного мячика применяется в группе. Первый участник выдвигает идею и «пасует» ее следующему игроку. Тот дополняет вариант, используя собственные наработки, и отбивает «мяч» третьему участнику и т.д.

Психологи утверждают, что наиболее часто решение сложнейших задач становится намного проще, если человек испытывает позитивный настрой.

Развитию креативных способностей могут значительно помочь упражнения, направленные на формирование нестандартного мышления.

Например, у человека имеется коробка спичек, коробка канцелярских кнопок и свеча.

 

Каким образом можно прикрепить свечку к поверхности деревянной двери, чтобы поучить максимальное освещение? Решение проблемы не должно занять больше четверти часа.

Наиболее простое решение – использовать канцелярские кнопки для закрепления на двери пустой коробки из-под них. Свечу поджигают и немного воска капают на дно коробки. Затем свечку устанавливают на расплавленный воск. Освещение обеспечено, воск стекает в картонную коробку, не пачкая пол. Свеча уверенно стоит в коробке, так постоянно стекающий воск обеспечивает ее надежную фиксацию.

Если практиковать в семье развитие креативности у подростков, используя в качестве домашних игр подобные задачи, можно не сомневаться, что творческая «жилка» у подрастающего человека обязательно сформируется.

При использовании материалов сайта активная ссылка на сайт обязательна