Что делать, если ребенку поставлен диагноз алалия?

Рождение нового человека – это чудо. И каждый миг его жизни это тоже чудо. Вот кроха улыбнулся, потянулся к игрушке – родители с восхищением наблюдают за ростом и развитием, уже строят планы о том, в какую школу отдадут малыша. Родные внимательно ожидают каждого нового этапа: вот малыш уже держит головку, агукает, ползает. С волнением и трепетом мама, папа, бабушки и дедушки ждут первого слова. Но вот малышу уже два года, а он плохо говорит. Стоит ли бить тревогу, необходимо ли лечение или у каждого свой график?

Не говорит, потому что молчун?

Развитие каждого человека действительно индивидуально. Оно зависит от множества факторов: наследственности, состояния мамы во время беременности, родов, от индивидуального строения мозга, воспитания, питания. Одни начинают разговорить рано, правильно произнося слова, обладают большим и постоянно растущим словарным запасом. Другие дети могут демонстрировать задержку речи.

Нарушение речи вызывается разными отклонениями:

  • Слабое развитие лицевых мускулов. Поводом к этому может являться раннее отнятие от груди. Обратите внимание, как малыш ест: если он отдает предпочтение мягкой пище, роняет еду изо рта, у него повышенное слюноотделение, возможно его мышцы лица недостаточно развиты. Помочь могут игрушки типа дуделок и свистелок, выдувание мыльных пузырей и т. п. Звукоподражательные занятия – имитация звуков, издаваемых животными, техникой, помогают в развитии;
  • Нарушения слуха. Возможно, у вашего малыша нарушен слух, поэтому ему сложно воспринимать человеческую речь, которая для него становится слабо отличима от фоновых шумов. Важно выявить глухоту на ранней стадии. Это может помочь решить как проблему со слухом, так и не допустить задержки умственного развития, в том числе и формирования речевых навыков;
  • Нарушения в работе головного мозга. Основными причинами задержки формирования речевых навыков детей являются дефекты в зоне мозга, отвечающей за понимание речи – область Вернике и в части мозга, занимающейся воспроизведением речи – речевого центра Брока;
  • Общая задержка в физическом и психологическом формировании. Комплексная задержка может быть вызвано наследственностью, патологическим развитиям в ходе беременности, родовыми и последующими травмами, тяжелыми заболеваниями, неполноценным или недостаточным питанием;
  • Неблагополучное социальное окружение. Плохое воспитание и недостаточно уделяемое внимание и общение с чадомвлияет и на, то, как развивается речь у ребенка, и его общее умственное развитие.

Причины, симптомы, последствия

Виды дисфункций бывают разные. Один из видов серьезных нарушений речевых функций у детей – алалия. В международной терминологии – дисфазия. Этот термин обозначает недостаточное развитие или полное отсутствие речевых навыков у детей при хорошо развитом первичном интеллекте и полноценном слухе.

Алалия является одним из тяжелых заболеваний, вызванным повреждением или недоразвитием отделов мозга, отвечающих за речь. Возникновение заболевания связано с альтерацией клеток центральной нервной системы, носящей органический характер.

Специалистами выделяются следующие виды заболевания алалия их характеристика:

  • Моторная алалия. Фактором возникновения моторной алалии является повреждение в центре Брока и его коммуникаций. Выражается в сложности воспроизведения своей речи при хорошем уровне понимания чужой;
  • Алалия сенсорная. Напротив, эта разновидность возникает при поражении центра Вернике. У малыша наблюдается слабое развитие или полное отсутствие импрессивной речи: он не воспринимает обращений к нему, не может наладить связь между звуком и смыслом слов. Как правило, речевой и слуховой аппарат у него в порядке;
  • Сенсомоторная алалия. На практике сенсорная или моторная алалии в чистом виде встречаются нечасто, проявляясь совместно в той или иной степени.

Симптомы моторной алалии следующие:

  • Нежелание малыша раннего возраста начинать говорить, развитие активной мимики и жестов. Малыш хорошо понимает, слова, обращенные к нему, но не хочет пользоваться речью сам;
  • Со значительным запозданием начинает произносить первые слова и простые фразы;
  • Сбой действия речевого механизма: плохая артикуляция, в речи много оговорок, особенно с ростом словарного запаса. Чадо понимает свои ошибки в произнесении слов и старается их исправить, пытаясь произнести слова правильно. В речи отмечается большое количество персевераций (повторения одних и тех же слогов в словах или слов во фразах);
  • Небольшой словарный запас. У ребенка бедный запас слов, ограниченный бытовыми словами, предложения короткие. Он не может подбирать синонимы, ему сложно объяснить смысл слова, в лексиконе мало наречий и прилагательных. В дальнейшем наблюдаются сложности в построении фразы, соблюдения грамматических основ речи.

С ростом у детей начинает задержка в познавательной деятельности, и как следствие, отставание. Невозможность нормальной коммуникации с другими детьми может формировать негативные качества личности: замкнутость, раздражительность, неуверенность в себе.

Сенсорная алалия сложнее распознается, поэтому гораздо слабее изучена. Для выявления данного речевого расстройства целесообразно проводить диагностику возможного дефекта слуха и аутизма.

Для сенсорной алалии характерны следующие симптомы:

  • Ситуативное понимание. У детей, страдающих сенсорной алалией, наблюдается ограничение понимания обращенной к ним речи в зависимости от ситуации. Часто они не понимают смысла сказанной фразы в иной ситуации. Им требуется повторение фразы несколько раз, часто ребенок понимает речь только одного человека – матери, отца, педагога.

Встречается бессознательное повторение всех знакомых слов.

Что делать, если малыш в два года не говорит

Волнения родителей относительно развития речи у детей могут и не иметь под собой оснований, в других же случаях являются вполне оправданными.

Если вас тревожит что-либо в развитии вашего малыша, не пытайтесь ставить диагноз самостоятельно или с помощью советов знакомых и инструкций в интернете. Вовремя выявленные специалистами причины отклонения в развитии возможно во многих случаях корректировать.

Если вы предполагаете симптомы алалии у своих детей, не откладывайте визит к специалистам.

Вне зависимости от того, есть ли у вашего ребенка отклонения в развитии речевых навыков и какова их характеристика, вы должны обеспечить малышу полноценное социальное общение. Как можно больше разговаривайте с ним, старайтесь комментировать все свои действия, называть предметы. Просите его повторить произнесенные вами слова.

Формированию речевых навыков способствуют игры, направленные на развитие мелкой моторики. Эти занятия полезны не только ребенку с заболеванием, они направлены на развитие здоровых детей, и поэтому точно не принесут вреда, в отличие от попыток самостоятельного лечения, особенно медикаментозного.

Успех в лечении двигательной или моторной алалии зависит от своевременного выявления заболевания и совместной работы с ребенком врача, логопеда, психолога и родителей.

При использовании материалов сайта активная ссылка на сайт обязательна