Дислексия и дислалия у детей – как лечить нарушения речи?

Одним из самых распространенных нарушений речевых функций у детей является так называемая дислалия. Неправильное произношение проявляется у детей с нормальным уровнем развития слуха и артикуляции. Это заболевание проявляется в замене, искажении и полном отсутствии определенных звуков в устной речи.

Дислалия возникает у 50% детей дошкольников, 20% детей младшего школьного возраст и у 1-2% подростков старше 9-10 лет. Опасность дислалии заключается в том, что на ее почве могут возникнуть новые нарушения в виде дисграфии и дислексии.

Содержание:

Причины развития дислексии

Понять, что такое дислексия и каковы ее симптомы у детей, можно посредством наблюдения за процессом чтения. Малыш с дислексией имеет недостаточно сформированные психические функции, принимающие участие в чтении.

Он будет постоянно ошибаться в тех или иных звуках, читать по буквам, искажать слоги и даже некорректно осмыслять прочитанный фрагмент. При нормальном интеллектуальном развитии распространенность дислексии у детей, в отличие от дислалии, доставляет всего 4-5%. Чаще всего недуг проявляется у мальчиков.

Одним из самых очевидных факторов, вызывающих данное нарушение речи, считается наследственность. Также западные исследователи полагают, что очень часто недуг проявляется у латентных левшей.

Однако основной первопричиной дислексии остается дисфункция мозга, которая, в свою очередь, могла быть спровоцирована рядом биологических факторов, в частности, повреждением головного мозга  или токсическими поражениями нервной системы в следующих случаях:

  • асфиксия;
  • затяжной процесс родов;
  • порок сердца у матери или у плода;
  • аномальное развитие пуповины;
  • фетоплацентарная недостаточность;
  • анемия у матери;
  • гемолитическая болезнь плода или новорожденного;
  • интоксикация алкоголем или медикаментами;
  • желтуха у младенца.

Также причинами становятся инфекционными поражения ЦНС на фоне перенесенных матерью заболеваний, например, гриппа или краснухи. Кроме того, дислексия нередко сопровождает другие расстройства, такие как алалия и дислалия, дизартрия, афазия, ДЦП и задержка психического развития. К социальным факторам, приводящим к речевой дисфункции, относят дефицит нормального речевого общения, билингвизм и педагогическую запущенность.

Симптомы дислексии у детей

Иногда родители не сразу могут отличить нормальное развитие речи от расстройства речевых функций.

Такое заболевание, как дислексия, имеет определенные проявления, по которым можно вовремя распознать диагноз и приступить к лечению недуга:

  • дислексия у детей хорошо видна при чтении – пропускаются некоторые слова, предложения и даже абзацы;
  • ребенок часто трет глаза и немного косит;
  • жалобы на головные боли после чтения;
  • быстрая утомляемость;
  • затруднение в воспроизведении простых геометрических фигур;
  • написание слов задом наперед;
  • ребенок прикрывает один глаз в процессе чтения;
  • держит книгу слишком близко к глазам;
  • не выполняет нормы чтения, соответствующие его возрасту;
  • попытки избегать выполнения домашних заданий, связанных с чтением;
  • проблемы с письмом.

Очень важно диагностировать расстройство на раннем этапе, но стоит помнить, что указанные симптомы также могут сопровождать нарушения зрения. Поэтому желательна консультация у офтальмолога. Поставить окончательный диагноз и правильно лечить недуг может только квалифицированный специалист, поэтому не доверяйте этот процесс самим себе или педагогам.

Как диагностировать и лечить дислексию?

Первый шаг в лечении речевого расстройства – посещение педиатра.

Далее вас направляют к логопеду, который обследует вашего ребенка, начиная со сбора таких данных:

  • как протекала беременность у матери;
  • существует ли предрасположенность к данному заболеванию;
  • есть ли врожденные патологии;
  • особенности развития ребенка в ранние годы жизни;
  • в каком состоянии моторика;
  • особенности артикуляции;
  • навыки чтения, письма и речи;
  • успеваемость школьника.

Далее врач может предложить ребенку пройти простые тесты, в частности, зачитывание текста, переписывание и письмо на слух.

Как только диагноз подтвержден, начинается логопедическое лечение дислексии. Коррекционные работы направлены на устранение всех речевых дисфункций и патологий неречевых процессов.

Зачастую методика коррекции зависит от типа расстройства:

  • при оптическом типе работа производится над зрительным и пространственным восприятием;
  • фонематическая форма предполагает корректировку произношения звуков и создание представления и буквенном составе слов;
  • тактильная дислексия требует работы над пониманием схем и развитием ощущения пространства;
  • при семантическом типе важно развить слоговой синтез и лексикон, помочь детям усвоить грамматические нормы языка;
  • мнестические нарушения требуют развития слуховой и зрительной памяти;
  • аграмматическая форма заболевания предполагает работы по усвоению грамматических систем.

Лечение заболевания у школьников зачастую имеет благоприятные прогнозы. Что касается взрослых людей, страдающих дислексическими нарушениями, коррекция речевой функции немного масштабней и отличается от работы с детьми.

При использовании материалов сайта активная ссылка на сайт обязательна