Нужно ли лечить гиперактивность у детей?

Быть активным хорошо. Это утверждение несет позитивный окрас для нашего понимания, поскольку ассоциируется с повышенной трудоспособностью. Трудолюбивый человек может стать более успешной личностью. Разве плохо, если карапуз активный? Он двигается, познает мир, обучается. Всегда ли активность является положительным свойством? Гиперактивность малыша, избыток энергии могут считаться негативным явлением?

Содержание:

что такое гиперактивность у детей?

Гиперактивность у детей или синдром с дефицитом внимания (СНВГ) стал отдельным диагнозом в конце 80-х годов двадцатого века. Снижение внимания связано с незначительным нарушением функционирования центральной нервной системы.

Мозгу трудно обрабатывать бессистемно поступающую информацию из внешнего, а также внутреннего мира. Причиной выступает проблема отсутствия длительной концентрации внимания гиперактивного ребенка.

При этом существует повышенная возбуждаемости нервной системы, но наблюдается отсутствие психических заболеваний.

На сегодня синдром дефицита внимания у детей с гиперактивностью, является социальной проблемой, поскольку этой патологией страдает довольно большое количество людей. По последним исследованиям приводят данные от 3 до 10 %, что составляет 1-2 человека на группу из 27-30 деток.

Если родители заподозрили, что у их отпрыска гиперактивность, следует обратиться к врачу невропатологу, который по признакам, симптомам, проведенным тестам установит наличие проблемы.

Диагностику проводят поэтапно:

  • субъективное наблюдение за поведением в естественной среде;
  • психологический метод— происходит при помощи тестирования;
  • энцефалограмма головного мозга на которой виден характер нервного импульса.

СНВГ дифференцируют на три категории:

  • синдром гиперактивности без дефицита внимания;
  • синдром с дефицитом внимания, но без гиперактивности;
  • синдром дефицита внимания, при котором присутствует гиперактивность у детей.

Причины гиперактивности ребенка

У детей до года и старше гиперактивность может появиться в результате влияния следующих факторов:

  • Генетика, которая обуславливается наследственным фактором. Как правило, кто-то из родственников имеет подобную проблему;
  • Условия протекания беременности. Тут подразумевается развитие плода при условиях гипоксии, то есть недостаточного обеспечения кислородом, а также неправильное питание матери во время вынашивания плода;
  • В США провели исследование при участии людей, живущих возле оживленных трасс, во время которого было установлено, что мамы, проживающие в таких зонах, чаше рожают грудничков, страдающих синдромом гиперактивности. Поэтому экологический фактор весьма важен;
  • Как причину можно выделить социальную проблематику. К ней следует отнести психологический дискомфорт из-за конфликтов или финансового неблагополучия семьи. Перемену поведения детей фиксируют при неправильно выстроенном воспитательном процессе;
  • Синдром дефицита внимания может возникать после родовых травм, особенно если они были связаны с шейным отделом позвоночника.

Проявления СНВГ могут начинаться еще до года потом развиваться на протяжении ближайших нескольких лет, охватывая подростковый период.

симптомы гиперактивности у детей

Признаки и симптомы синдрома дефицита внимания (СНВГ) зависят от возраста:

  • Симптомами гиперактивности у детей до года становятся плохой сон, чувствительность к внешним раздражителям;
  • Признаками гиперактивности у детей до 3-х лет является их реакция чрезмерного возбуждения на громкий звук, яркий свет. Моторика, двигательные функции у бутуза значительно повышены, иногда хаотичны и бессистемны. Сон у малышей дошкольного возраста чуткий. Кроха часто просыпается, много плачет. Наблюдается задержка в речевом развитии. Может возникать инертность. В этом возрасте трудно диагностировать СНВГ. Поскольку плохой сон может быть у неусидчивых чад при нормальном функционированием ЦНС;
  • Признаки распознать становиться легче, когда наступает период активной социализации, когда малыш идет в садик или школу. Таким образом, даже при поверхностном наблюдении за поведением, начинают всплывать проблемы концентрации внимания. Дите не может учавствовать в групповых играх, быстро теряя к ним интерес.

Некоторые специалисты выделяют кризис, который наступает в 3 года. Как раз в этот период идет активное развитие личности и индивидуальности. Поэтому малыш самоутверждает свое «Я», становиться упертым, может все делать наоборот и вопреки.

В возрасте 5-7 лет ситуация обостряется, поскольку связана с началом обучения. Так как, ребенку при дефиците внимания сложно длительное время воспринимать информацию, он не может дослушать урок до конца. Он неусидчив и рассеян. Из-за этого возникают проблемы в учебе. Такие дети в школе хулиганят, попадают в переделки. Они очень вспыльчивы, могут возникать проблемы самооценки.

Лечение гиперактивности у детей

Детей с СНВГ необходимо лечить комплексно. Комплексный подход проводится сочетанием методов восстановления деятельности нервной системы и адаптации к социуму. Также важно выработать правильное поведение родителей по отношению к отпрыску, подобрать медикаментозные препараты. Лечение назначает врач. При СНВГ обязательно нужно наблюдаться у невропатолога и психолога.

Психолог поможет вашему чаду легче социально адаптироваться, перебороть возможную агрессию, которая возникает из-за непонимания, избавиться от излишней импульсивность. Поможет повысить самооценку, которая падает из-за плохой успеваемости в учебе.

Лечение гиперактивности у деток дошкольного возраста проводят при помощи психологических методов, по возможности избегая лекарств. Родителям необходимо наладить правильное общение с малюткой.


Например, крохе при дефиците внимания нельзя давать несколько дел сразу, менять их последовательность. Формулировать задачи карапузу нужно четко, короткими фразами. Задавать конкретный временной промежуток на их выполнение. Ребенок с дефицитом внимания невосприимчив к критике в свой адрес, но отлично реагирует на похвалу.

В школьном возрасте крохе нужен упрошенный режим обучения. Иначе он не сумеет усвоить информацию. Класс должен быть маленьким по количеству людей, а длительность урока меньше стандарта.

Невропатолог подберет медикаментозное лечение, необходимую дозировку, схему. Используют психостимуляторы, транквилизаторы, антидепрессанты либо ноотропные препараты. Существуют, но редко применяют методы лечения с использованием электрического тока малого заряда, но этот способ можно применять только детям от 7 лет. При помощи электроимпульсов формируется ответ нервной системы.

Существует вероятность, что по мере взросления произойдет потеря симптомов болезни, но она мала. Гиперактивность и дефицит внимания чаше перекочевывает во взрослую жизнь, где характеризуется беспокойством и низкой организованностью.

Диагноз гиперактивность не смертелен, он не делает инвалидом, не забирает возможность к полноценной жизни. Если своевременно диагностировать болезнь и лечить, качеству жизни будет нанесен минимальный урон.

При использовании материалов сайта активная ссылка на сайт обязательна