Когда ребенку пора произносить первые слова?

Почти всех молодых родителей интересует вопрос, во сколько маленькие дети начинают говорить. Им не терпится услышать долгожданные слова: «мама» и «папа».

А иногда родителям кажется, что задержка речевого развития вытекает из-за задержки умственного, хотя малыш бодро и весело осваивает окружающее пространство, вовремя садится и начинает ползать, вот только не торопится говорить.

Не нужно хватать ребенка в охапку и бежать на консультацию к дефектологам. Определенных рамок – в это время малыш должен сказать это, а в это время то – не существует. На вопрос, когда ребенок должен начать говорить, ответ можно дать только приблизительный. 

Если к 1,5 годам малыш осознанно произносит несколько слов и даже может составить короткую фразу, то волноваться не следует, даже если его ровесники уже читают стихи. Дети развиваются индивидуально. 

Содержание:

Влияние темперамента на развитие речи

Возраст, когда ребенок начинает говорить, зависит от его характера и темперамента. Зря родители думают, что характер формируется с возрастом – он закладывается еще во внутриутробном периоде. 

Есть вдумчивые малыши. Они подолгу играют в уголке, обращаются к предметам, что-то тихо лепечут. Они начинают разговаривать раньше.

Задиры и непоседы активно осваивают окружающее пространство, пробуют все на вкус и на ощупь. Им некогда общаться. Им проще потянуться за понравившимся предметом, необходимым в данный момент, и схватить его, чем попытаться попросить, и их словарный запас ограничивается восклицаниями и криками, которыми выражаются возмущение или радость.

Двухсложные слова в их лексиконе появляются поздно, годам к 2, если в год от них что-то и можно услышать, то это будет только «бах», «бух», и чего-то подобное.

Более непоседливы по своей натуре мальчики – спокойнее девочки. Поэтому большинство девочек раньше осваивают искусство общения. 

Первыми осознанными агуканьями дети отвечают взрослым. Чем больше взрослые уделяют внимание малышу, тем раньше он заговорит.

Но вот парадокс – это случится, если внимания не будет слишком много. 

Самое дорогое слово

У многих детей – практически у 40% – первое слово: «мама». Когда ребенок начинает говорить сознательно «мама»?

Только после того, как пройдет все этапы речевого развития: лепет, агуканье, подражание взрослым. Первое «мама» часто получается неосознанно, и складывается из сочетаний звуков.

Само слово дети могут произносить с 6-7 месяцев, а звать целенаправленно маму только к году.

Чаще дети произносят сознательно слова, которые у них означают осознанное действие, например «дай». 

Можно не поверить, но ребенку можно помочь сказать мама.

Для этого следует:

  • При общении постоянно озвучивать свои действия: мама ушла, мама делает, мама одевает…
  • Помогают обучению развивающие игры, например, прятки. Прятаться требуется за ладошками и спрашивать: «А это кто? Мама?»
  • Чем больше общаешься с ребенком, чем больше читаешь ему книжек, тем раньше он научится выражать свои мысли словами.
  • Дети раньше начинают говорить, когда их вынуждают к этому, не пытаясь отгадывать желания. 

Как помочь пораньше ребенку начать говорить? Разговаривать с ним и стараться заставить выражать свои желания речью. 

Мало просто учить говорить – нужно учить разговаривать правильно

Годовалый малыш уже понимает действия, умеет находить игрушки, выполнять просьбы взрослых. Когда ребенок начинает говорить осознанно «мама» и «папа», определять речью остальных членов семьи, узнавать животных и подражать звукам, которые они издают, пора учить его разговаривать предложениями.

В это время нужно тщательно анализировать, как общаешься с малышом, и может быть поменять манеру общения.

В первую очередь требуется прекратить сюсюкать. Малыш неосознанно выговаривает слова так, как обращаются к нему родители, и переучивать его потом гораздо труднее. Привыкший к тому, что окружающие постоянно коверкали слова, он не будет понимать, что от него хотят, замкнется, и может совсем перестать разговаривать.

Когда ребенок уже начинает говорить предложениями, требуется постараться при общении с ним составлять четкие фразы из нескольких слов, не усложняя речевых фигур.

Уже можно начинать заучивать стихи – пусть малыш сначала говорит только последнее слово, потом целую строчку из любимого стихотворения. 

Некоторые теоретики советуют ограничить общение детей с теми родственниками, которые картавят, заикаются, и прочее. Что же делать родителям, которые имеют подобные недостатки? На время становления речи отдать малыша четко разговаривающим взрослым? Конечно же нет!

Родителям придется следить за своей артикуляцией более тщательно, и тогда их речевая неправильность будет менее заметна. Как только малыш достигнет возраста 3 лет, то его потребуется водить на занятия к логопеду, где он будет заниматься вместе с родителями.

Упражнения для домашних занятий в игровой форме помогут ребенку справиться с трудными звуками, а иногда и исправить дефекты речи у родителей.

Бывает, что картавость вызвана патологией речевого аппарата: короткой уздечкой или неправильным прикусом. В раннем возрасте все это можно успешно исправить. 

SOS – требуется медицинская помощь

Почему иногда дети поздно начинают говорить?

Задержка речи зависит от многих факторов, и некоторые из них объясняются состоянием здоровья:

  • Если каждое желание малыша предугадывается до того, как он его успевает даже высказать, то у него нет потребности к членораздельной речи;
  • Наследственный фактор. Родители сами поздно начали разговаривать. Перед тем как начинать беспокоиться, почему малыш молчит, стоит поинтересоваться у собственных родителей, не сталкивались ли они с похожими проблемами?
  • В семье взрослые молчаливы и обмениваются редкими фразами. Скорее всего, их наследник заговорит поздно;
  • Малыш произносит непонятные звуки, и не может выговорить простых коротких слов. У него могут быть проблемы со слухом;
  • Малыш уже произносил отдельные слоги, но потом переболел каким-либо заболеванием и замолчал;
  • Задержка речи может быть вызвана травмами различного характера, в том числе и родовыми;
  • Ребенка напугали. Он вздрагивает от громких звуков, часто плачет, боится остаться в темноте, отворачивается, когда к нему обращаются. 

Задержку речи, вызванную задержкой общего развития, чаще всего обнаруживает педиатр, при плановом осмотре. 

Как родители могут понять, что имеются проблемы с развитием речи?

  • к 8-9 месяцам малыш не начинает «лепетать»;
  • к 1,5 годам не повторяет односложных «дай» и «на», только кричит;
  • к 2 годам не стремится пополнить словарный запас, ограничивается несколькими словами;
  • когда 3-летнего малыша с трудом понимают родные, с трудом догадываясь о том, что он хочет сказать. 

Если у ребенка наблюдаются эти признаки, то ему требуется помощь специалиста. Чем раньше начнется корректировка, тем быстрее проблемы удастся преодолеть.

При использовании материалов сайта активная ссылка на сайт обязательна