Симптомы и лечение детей с ЗПР: выявление и устранение нарушения

ЗПР – задержка психического развития. Такой диагноз чаще слышат родители дошкольников и школьников, когда малыш сталкивается с проблемами в учебе. Ранняя диагностика патологии затруднительна, однако при своевременном выявлении проблемы и правильных методах ее коррекции можно успешно побороть этот недуг.

Симптомы, причины и лечение ЗПР у детей

Под задержкой психологического развития понимают отставание от принятых для определенного возраста норм. Данная патология характеризуется нарушением определенных когнитивных функций – памяти, внимания, мышления, эмоциональной сферы.

Причины нарушения

Условно провоцирующие факторы можно разделить на биологические и социальные.

К первым относится:

  1. Поражение центральной нервной системы в период внутриутробного развития. Сюда относятся инфекции и травмы во времягестации, гипоксия плода, вредные привычки женщины при вынашивании;
  2. Признаки желтухи, недоношенность;
  3. Гидроцефалия;
  4. Новообразования и пороки развития головного мозга;
  5. Эпилепсия;
  6. Врожденные патологии эндокринной системы;
  7. Наследственные заболевания, к примеру, гомоцистинурия, фенилкетонурия, синдром Дауна, гистидинемия;
  8. Тяжелые инфекции, к примеру, сепсис, менингит, менингоэнцефалит;
  9. Болезни почек и сердца;
  10. Рахит;
  11. Нарушение слуха и зрения.

К социальным причинам относится: ограничение жизнедеятельности; педагогическая запущенность, неблагоприятные условия воспитания; Частые психические травмы у малыша.

Симптомы и признаки ЗПР у маленьких детей

Заподозрить недуг можно по особенностях психических функций:

  1. Внимание: нестойкое, поверхностное, кратковременное. Внимание быстро переключается под воздействием любых внешних стимулов;
  2. Восприятие: неточное, замедленное, отсутствует возможность формирования целостного образа. Дети с ЗПР лучше воспринимают зрительную информацию, а не слуховую;
  3. Память: запоминание информации – мозаичное, мысленная активность при воспроизведении информации – низкая, преобладает наглядно-образная память;
  4. Речь: ограниченный словарный запас, артикуляция звуков, нарушение слуховой дифференциации, трудности в построении высказываний, дислалия, дислексия, дисграфия, задержка речевого развития;
  5. Мышление: образное мышление нарушено, логическое и абстрактное мышление возможно только с помощью родителей или педагога, дети не могут подытожить информацию, сделать выводы и заключение из услышанного.

Дети с ЗПР: психологическая характеристика

Эмоциональная сфера

Больны малыши несамостоятельны, внушаемы, лабильны, эмоционально неустойчивы. Часто пребывают в состоянии аффекта, беспокойства, тревоги.

Их настроение постоянно меняется, присутствует контрастность в проявлении эмоций. Иногда наблюдаются неадекватные подъемы настроения и жизнерадостность.


Больные бывают агрессивными, не могут охарактеризовать свои эмоции, затрудняются с определением эмоций окружающих. Обычно у таких малышей занижена самооценка, присутствует неуверенность, а также привязанность к кому-либо из сверстников.

Характеристика межличностного общения

Нормально развивающие дети редко принимают отстающих малышей в свои игры, практически не общаются с ними. Находясь среди сверстников, больной ребенок практически с ними не взаимодействует, предпочитает играть отдельно. На уроках они работают самостоятельно, практически не сотрудничают с другими, общение ограничено. В основном такие малыши общаются с детками меньше себя, так как те их лучше воспринимают. Некоторые и вовсе избегают всяческих контактов.

В результате недуг вызывает проблемы как в сфере межличностных отношений, так и в эмоциональном плане. Больные часто предпочитают играть/учиться в одиночестве, они неуверенные в себе.

Особенности детей: виды нарушений с ЗПР

По этиопатогенетической классификации нарушение разделяется на следующие виды:

  1. Соматогенная – вызванная тяжелыми болезнями в раннем детстве;
  2. Конституциональная – неосложненный психофизический инфантилизм, характеризующийся тем, что эмоциональная и когнитивная сфера находится на раннем этапе развития;
  3. Церебрально-органическая;
  4. Психогенная – спровоцированная неблагоприятными условиями воспитания. Причиной может стать импульсивность, гиперопека, лабильность или авторитаризм с родительской стороны.

Последствия недуга сильно сказываются на психологическом здоровье маленького человека. При отсутствии необходимы мер ребенок отдаляется от коллектива, его самооценка постепенно падает. Социально адаптировать старших детей с задержкой психического развития довольно сложно. Одновременно с прогрессированием патологии наблюдается ухудшение речи и письма.

Диагностика ЗПР

Выявить нарушение в раннем детском возрасте довольно затруднительно.

Обусловлено это тем, что для постановки диагноза необходимо проанализировать психического развитие ребенка с возрастными нормами.

Характер и степень тяжести нарушения определяется коллегиально психологом, психотерапевтом, логопедом и дефектологом.

Психическое развитие включает: предречевое и речевое развитие; мышление и память; восприятие – знание цветов, форм, предметов, частей тела, ориентация в пространстве; изобразительная и игровая активность; коммуникабельность и самосознание; уровень навыков самообслуживания; школьные навыки. Диагностические исследования включают шкалу Бейли, тест на IQ, денверовский тест и др. В дополнение могут назначить такие процедуры, как ЭЭГ, КТ и МРТ головного мозга.

Лечение ЗПР

Терапия в первую очередь направлена на длительную психолого-педагогическую коррекцию, чтобы улучшить когнитивную и эмоционально-коммуникативную сферу: необходимо проводить специальные занятияс логопедом, психологом, психиатром и дефектологом. В случае, когда психокоррекции недостаточно или она малоэффективно, назначают медикаментозное лечение, основой которого являются ноотропные препараты.

Основой медикаментозной терапии для больных детей являются следующие средства: Актовегин, Аминалон, Энцефабол, Пирацетам, Церебролизин, Фенибут; Глицин; гомеопатия – Нейромультивит, Магне В6, витамин В; антигипоксанты и антиоксиданты – Цитофлавин, Мексидол; общетонизирующие – Лецитин, Элькар, Когитум.

Если выявлены какие-либо церебрально-органические или соматические нарушения, применяется медикаментозная терапия, физиотерапия, массаж, водолечение и ЛФК,

Занятия с детьми: борьба с ЗПР

Работая с такими больными, требуется мультидисциплинарный подход, а также активное участие вышеперечисленных специалистов. Коррекцию лучше всего начинать в дошкольном возрасте. Как правило, проводится она довольно длительно.

Больные детки должны посещать специальные ДОУ или группы, школы 7-го вида или коррекционные классы в стандартных общеобразовательных школах.

Особенности обучения включают дозированность учебного материала, опору на наглядность, частую смену видов деятельности, многократное повторение, применение здоровьесберегающих технологий.

Много внимания нужно уделять развитию познавательных процессов – внимания, памяти, восприятия и мышления, а также сенсорной, эмоциональной и моторной сферы. Делают это путем сказкотерапии, игровой, детской арт-терапии.

Нарушения речи должен корректировать логопед посредством индивидуальных и групповых занятий. Одновременно с преподавателями коррекцию должны проводить педагоги-дефектологи, социальные педагоги и психологи.

Профилактика

Избежать данной патологии можно, соблюдая ряд простых правил. К примеру, необходимо создать благоприятные условия для беременности и родов, а затем – дружественную обстановку в семье.

Помимо этого, с первых дней жизни нужно следить за состоянием здоровья малыша и его развитием. Любые тревожные симптомы требуют посещения врача. Рекомендуется регулярно заниматься с крохой и развивать его навыки с раннегодетства.

Немаловажная роль отводится тесно-эмоциональному контакту матери и ребенка. Поцелуи, объятия, прикосновения помогаютмалышу чувствовать себя уверенно, спокойно, защищено, ориентироваться в окружающей обстановке, адекватно воспринимать мир.

Чем раньше выявлено нарушение и поставлен диагноз, тем выше вероятность восстановления психологического развития. Вовремя назначенная коррекция предотвратит будущие эмоциональные травмы и дискомфорт, связанный с несостоятельностью и беспомощностью.

При использовании материалов сайта активная ссылка на сайт обязательна