Этапы развития декоративного макияжа на Востоке, в Европе и на Руси

Становясь у зеркала в утреннее время в готовности «навести марафет», многие женщины полагают, что макияж – одно из благ цивилизованного общества. Однако это совсем не так. История макияжа углубляется своими корнями в древние времена, а если быть точнее – в эпоху первобытнообщинного строя. Еще в те времена и женщины, и мужчины использовали своеобразную «маскировку», нанося на свое лицо крокодилий помет, медный купорос и различные, порой далеко небезопасные травы.

Однако в те времена макияж использовался не в качестве «украшения», а для магических ритуалов и защитной маскировки. Какие этапы развития прошло применение косметики от своего возникновения до наших дней?

Содержание:

Первобытное общество: сразить и напугать

В самые древние времена макияж служил маскировкой от злых духов, и обязательно наносился во время магических или религиозных обрядов. Воины раскрашивали лицо для удачного исхода боя – таковой была главная традиция.

Для нанесения макияжа использовалась древесная смола, охра, глина и соки различных растений.

Все это наносилось на лицо в виде ровных или хаотичных орнаментов, а весь «образ» мужчины был схож с обликом тотемного животного – крокодила, тигра, бизона, носорога или льва.

Этот трюк использовался не только для отвлечения бдительности противника, но и для демонстрации собственного превосходства перед оным. Люди верили, что звериный окрас, нанесенный искусственным путем, наделяет их небывалой животной силой и звериными умениями.

Между прочим, в некоторых экваториальных племенах, доживших до сегодняшних времен, эта традиция продолжает свое существование.

Ученые установили, что для «наведения красоты» макияж впервые стал использоваться в Древнем Египте. Впервые женщины стали пользоваться аналогом современной пудры именно в те времена. Белая пудра изготавливалась из порошкового сырья, и «умела» скрывать некоторые дефекты кожи. Тогда же прекрасная половина человечества впервые увлеклась матированием кожи, ведь на фоне постоянной жары  покров выглядел не только постоянно сияющим от пота, но и весьма жирным.

Сама Клеопатра использовала в качестве «тональной основы» мазь из белил, перетертую с крокодильим пометом.

Макияж стал активно развиваться именно с ее подачи. Вскоре египтянки начали подводить глаза, рисуя на веках стрелки при помощи обычной сажи.

В качестве имитатора теней использовался медный купорос и тертый малахит, а роль румян  исполняли едкие растительные экстракты. Такой макияж был весьма небезопасным, но женщин не слишком заботил этот факт, ведь им так хотелось походить на свою царицу.

Уход за волосами был также важен для женщин Древнего Египта.

Они окрашивали волосы хной, и эта традиция не только сохранилась по сегодняшний день, но и завоевала популярность во всем мире. Предотвращать седину приходилось своеобразными «масками» из бычьей крови и змеиный жир. Уж не знаем, работали ли эти средства, но женщины свято верили в их сакральные свойства предотвращения старости.

В Древней Греции макияж использовался преимущественно куртизанками, поэтому среди добропорядочных женщин он не был в особом почете. Но после очередного военного похода Александра Македонского, в котором воинов привлек «марафет» китаянок и индианок, гречанки также стали отбеливать и румянить кожу, дабы не отставать от моды.

Между прочим, именно в Греции родилось подобие современной туши для ресниц: прекрасные юные особы смешивали сажу с яичным желтком и наносили специальными щетками на ресницы, отчего они становились пышными и поразительно черными. Яркие губы также стали отличительной особенностью древних гречанок.

Именно они передали эстафету красоты римлянкам, правда, те направили свои усилия на разработку ухаживающих средств – лосьонов, кремов и эмульсий, питающих кожу и сохраняющих ее молодой в течение длительного времени.

Белила римлянки не использовали, зато очень любили наносить на веки золотистые краски и рисовать угольком брови. В Риме особым почетом пользовались бани, ухаживающие за кожей. Загар был неотъемлемой частью «модного лука», а получали его римляне в специальных соляриумах.

Женщины Рима первыми начали борьбу с возрастными изменениями кожи, для чего применяли мясные, молочные и кисломолочные продукты. Грим истончал кожу, в результате чего она становилась сморщенной, как печеное яблоко. Страдая от таких внешних несовершенств, римлянки изобрели чудодейственную маску – они прикладывали мясо молодых телят, смоченное в молоке, в качестве компресса на лицо. Жены римских патрициев купались в молоке ослиц, по их поверьям, это продлевало молодость тела.

В моде у древних римлянок были белокурые волосы, которые осветляли естественным способом. На пряди наносилась смесь из козьего молока, золы букового дерева и обычного туалетного мыла. «Краска» наносилась на волосы при помощи губки, а затем женщины сидели под открытыми солнечными лучами, чтобы шевелюра быстрее выгорела.

Восток – дело тонкое

Мудрые восточные женщины первыми стали использовать декоративный макияж именно для обольщения представителей сильного пола. «Маст-хэвом» индусок были плотные розовые румяна. Губы они покрывали золотистой краской, глаза подводили сурьмой, а на щеки наносили киноварь.

В природном виде губы и десны должны были быть непременно алыми, что достигалось путем интенсивного жевания корня ревеня. Зубы коричневого оттенка – еще один «хит» макияжа у индусок, эффект которого достигался путем нанесения на поверхность эмали специальной краски из растительного пигмента.

Китаянки всегда почитали природную бледность, и чтобы сохранить ее, наносили на кожу лица рисовый крахмал. Пределом красоты считались зеленые брови, а губы, как и у индианок, обязательно должны были быть золотыми. Но поскольку шафран и крахмал продавались в буквальном смысле за золото, использовать их могли только очень состоятельные дамы из знати.

Европейское Средневековье

Эпоха, которую ознаменовало множество болезней, не прошла без «модных изменений». Причем, именно характерные патологии зачастую влекли за собой бьюти-тенденции.

Например, после пандемии рахита, в европейскую моду внедрились темные зубы, поэтому сурьму теперь использовали не только для подведения бровей, но и для окрашивания зубной эмали.

Историю макияжа и косметики в Европе не могла не затронуть христианская церковь. В Средние Века она строго-настрого запрещала такие тенденции, однако так и не смогла остановить «вошедших во вкус» модниц.

Причем мужчины не отставали от своих спутниц – использование лосьонов, кремов, пудры, румян и парфюма были в свободном пользовании среди представителей сильного пола.

В 16 веке популярностью в Европе пользовалась исключительно бледная кожа, поэтому женщины и мужчины шли на довольно опасные трюки, чтобы сохранить ее таковой. Они наносили на кожу опасные маски, включавшие в состав сулему, свинец, мел и даже мышьяк.

Во времена правления Карла II, когда Европа оправлялась от эпидемии «черной смерти», бледность перестала считаться красивой и привлекательной. Теперь женщины стали наносить на лицо румяна, чтобы скрыть следы перенесенной оспы и придать облику здоровый, свежий вид.

Все в том же 18 веке, медики начали подозревать, что макияж сильно вредит здоровью.

Например, белила не только высушивали кожу до неузнаваемости, но и доводила почки до токсичных поражений. Тогда британский парламент пошел на решительные меры.

В начале века был издан закон, согласно которому, всякая барышня, соблазнившая подданного Его Величества при помощи парфюмов и красок, фальшивых зубов и высоких каблуков, будет приравнена к ведьме и сожжена на костре.

К концу века все снова перевернулось с ног на голову. Косметическое производство было налажено, а продукция стала впервые рекламироваться на улицах, в газетах и журналах. Европейская мода не утрачивала классических тенденций: в тренде по-прежнему была аристократичная бледная кожа, легкий румянец, контрастные губы ярко-розовых или кроваво-алых оттенков, и черные брови. Историю возникновения европейского макияжа завершила инновация – появление накладных бровей из мышиных шкурок. Начало 19 века полностью изменило моду, и тяготение к контрастным акцентам сменилось стремлением к натуральности облика.

История развития макияжа на Руси была более «безопасной»: наши соотечественницы использовали пшеничную муку вместо белил, сок свеклы вместо румян, угольки вместо сурьмы.

Не правда ли, занимателен факт, что макияж всегда имел место в истории и культуре?

Благо, до наших времен дошли только усовершенствованные его версии, и сегодня все так же в тренде естественная, аккуратная, безукоризненная красота.

При использовании материалов сайта активная ссылка на сайт обязательна