Как развить фантазию и воображение?

Воображение, качество, позволяющее объединить и даже изменить какие-либо воспоминания или представления человека об окружающем мире. Фантазия помогает создавать на этой основе что-то, до сей поры нереальное. Чтобы стимулировать творческое развитие, рекомендуют больше внимания уделять именно этим качествам. Но как развивать фантазию и воображение, чтобы удивительные свойства проявились в полной мере?

Каким бывает воображение?

Чем богаче опыт человека, тем проще становится подключить к творческому процессу фантазию. Поэтому и желательно заниматься развитием способностей с раннего детства.

Воображение можно дифференцировать на 3 типа:

  • Воссоздающее, с помощью которого происходит модулирование ситуаций или предметов по определенному алгоритму. Например, читая увлекательную книгу, человек на основе описаний автора невольно дополняет образ героя какими-то особенными чертами;
  • Творческое – дает возможность создать что-то новое, не опираясь на ранее заданный алгоритм. Именно это качество необходимо развивать у ребенка, чтобы устранить факторы, сковывающие фантазию во взрослом возрасте;
  • Неуправляемое – воображение, присущее практически всем детям. Это способность безудержно фантазировать на любую тему, придумывая способы решения ситуаций, которые невозможно осуществить на практике. Поэтому следует поощрять фантазии малыша, постепенно обучая его контролю над воображением.

Воображение или фантазия детей многим взрослым может казаться глупостью. Часто подобные мысли и поступки считаются нелогичными, нецелесообразными, вредящими малышу. Стоит учесть, что какими бы сказочными не были выдумки ребенка, он заинтересован в процессе. Его мозг жадно усваивает новые знания и на их основе придумывает совершенно незнакомый для взрослых мир.

Творческое начало: развиваем воображение и мышление ребенка

Нередко можно ознакомиться с внутренним миром ребенка, прислушавшись к его фантазиям. Если малыш постоянно рассказывает истории, в которых участвуют вымышленные персонажи, вполне возможно, в реальной жизни ему не хватает дружеского общения.

Развивая воображение у ребенка, родители наделяют малыша качествами, которые по мнению многих светил науки намного больше влияют на способность создания оригинальных идей, чем накопленные за годы жизни энциклопедические знания. Главное, сделать процесс интересным.

Для этого необходимо тесно участвовать в играх ребенка, показывая на собственном примере, как должно работать воображение:

  • Чтобы развить творческое воображение, нужно привить малышу интерес к работе с красками, пластилином, подручными материалами. При этом задача взрослого – направлять фантазию ребенка в нужном русле. К примеру, предложить изобразить на бумаге животное, которого не существует в природе, а затем повторить свою выдумку, используя пластилин. Даже во время обычной прогулки можно фантазировать, на что похожи пролетающие по небу облака или собрать шишки, поинтересовавшись у малыша, что можно сделать из таких природных материалов;
  • Хорошие упражнения для развития воображения – театральные постановки. Как правило, взрослые совершают одну и ту же ошибку, задумав семейный спектакль к дню рождения малыша или к Новому году. Они заранее сочиняют сценарий и готовят реквизит, отводя младшему члену семьи роль исполнителя. Лучше, если ребенок подключится к процессу с самого начала, внося предложения о режессуре спектакля, характере героев, помогая мастерить костюмы;
  • Кстати, психологи отмечают, что в этом случае можно не только развить творчество, но и победить различные мелкие фобии. К примеру, малыш боится засыпать в темноте, так как во сне может прийти страшное чудовище. Можно посвятить целый спектакль борьбе отважного героя с монстром, скрывающимся под кроватью. Естественно, в заключительной сцене герой обязательно должен стать победителем;
  • Еще один способ развить фантазию – играть в «вопросы и ответы». Суть задачи довольно проста. Взрослый неожиданно задает малышу странный вопрос, а ребенок объясняет, как бы он поступил в этой ситуации. Необязательно проводить игру за столом, можно использовать для нее время прогулки или похода из садика домой. Вопросы могут быть довольно странными: например, что малыш сделал бы, если бы мог летать, как птица?

Постоянно играя с ребенком в подобные игры можно обеспечить развитие творческого подхода. Но если человек не получил в детстве такой поддержки, как развить воображение во взрослом возрасте?

Как обеспечить развитие левого полушария?

Известно, что логика и аналитика – прерогативы правого отдела центрального мозга. А вот за интуицию, воображение, способность музицировать, писать стихи, мечтать отвечает левое полушарие. Если оно является доминантным, человек не испытывает сложности с фантазией.

Существует несколько простейших способов определения доминантного полушария:

  • Нужно скрестить руки на груди. Предплечье какой руки окажется сверху, то полушарие и является доминантным;
  • Тот же принцип прослеживается и в следующем способе – необходимо сплести пальцы и обратить внимание, левый или правый большой палец расположен сверху;
  • Можно определить доминирующее полушарие по ведущему глазу. Нужно выяснить, каким глазом удобнее прицеливаться.

Если необходимо развивать визуализацию и воображение рекомендуется ежедневно выполнять ряд несложных упражнений:

  • Нужно сесть прямо, закрыв глаза. Затем, сохраняя спокойное ровное дыхание, представить свой мозг, разделенный на 2 полушария. Следует попытаться установить своеобразную связь, проникая в левое полушарие левым глазом и, соответственно, правым в правое. После этого внимательно рассмотреть обоими глазами соединяющее полушарие мозолистое тело;
  • Медленно вдохнув и ненадолго задержав дыхание, выдыхают воздух, одновременно направляя на левое полушарие поток сознания. Упражнение повторяют для правого полушария. Можно использовать числа и буквы. Для этого в правое полушарие мозга проецируют набор букв, повторяя их до тех пор, пока комбинация не начнет вызывать приятные ощущения. В левое полушарие проецируют набор чисел;
  • Развить функции левого полушария, можно, физически работая правой частью организма – учится жонглировать, рисовать, совершать максимальное количество прыжков на правой ноге. Можно попробовать поменять ведущую руку, это заставит мозг работать активнее;
  • Естественно, необходимо больше времени уделять художественному развитию, посещая музеи, галереи, просматривая фильмы и спектакли. Однако не стоит довольствоваться ролью наблюдателя. Нужно развивать аналитическое мышление, подвергая сюжеты картин и поступки героев анализу, пытаясь понять, как сами повели бы себя в сложившейся ситуации;
  • Необходимо работать и с таким качеством, как внимание, старательно запоминая запахи, звучание музыкального инструмента в переходе, сочетание красок на баннере, развивая визуализацию, вспоминая малейшие детали оттенков палитры;
  • Важно развивать пространственное воображение, представляя вымышленных героев в 3D, внимательно рассматривая их со всех сторон. В этом поможет простейшая детская игра – лепка из пластилина.

Если человек понимает, что ему необходимо развивать фантазию, значит, он ею не обделен. Просто необходимо подтолкнуть дремлющие в себе способности, активизировав мозг. В этом случае и неординарные особенности мышления вскоре дадут о себе знать.

При использовании материалов сайта активная ссылка на сайт обязательна