Почему появляется и как развивается заикание?

Заикание – специфическое расстройство речевой функции, при котором человек, произнося слова, повторяет либо удлиняет звук. В результате происходит разрыв речи, характеризующийся нарушением ритма и частыми остановками.

Содержание:

Клиническая картина

На самом деле человеку, ищущему способ, как избавиться от заикания, следует учесть, что сам по себе дефект речи не является болезнью.

Это, скорее, симптом скрытой патологии, нередко связанный с такими проблемами:

  • психические расстройства;
  • комплексы, спровоцированные чувством вины;
  • тревожность;
  • одиночество;
  • страх;
  • трудности в общении;
  • желание полностью устраниться от решения злободневных вопросов.

Чаще всего патология проявляется уже в детском возрасте до 12 лет, и наиболее подвержены дефекту мальчики.

В настоящее время отмечается, что причиной может служить врожденное поражение головного мозга либо его повреждение в период родовой деятельности. Точно подтвердить достоверность данной теории не представляется возможным.

Причины заикания могут также скрываться в наследственности, так как порой прослеживается присутствие дефекта у нескольких представителей разных поколений одной семьи. Порок речевого развития, вызванный стрессовыми ситуациями, испугом, конфликтом, в 90% случаев полностью исчезает к подростковому возрасту, если устранена первопричина дефекта.

Развивается заикание из-за поражения органов речевого аппарата и мышечных тканей гортани спазмами. Порой, патология сопровождается дыхательными судорогами, при которых человек ощущает нехватку воздуха.

Последствия заикания

Дефект не только вызывается психологическими причинами, но и активно провоцирует их дальнейшее  развитие.

Обычно у пациента присутствуют следующие признаки:

  • неуверенность;
  • застенчивость;
  • слабая воля;
  • замкнутость;
  • боязнь насмешек;
  • повышенная эмоциональная возбудимость.

В результате наблюдается нарушение сна, снижение устойчивости к стрессам, усугубление проблем, связанных с общением с посторонними людьми.

Типы

Как лечить заикание, во многом зависит от типа патологии. В отдельные подгруппы выделяют:

  • тонический дефект, характеризующийся растяжением звука или остановкой во время речи;
  • клонический – основным признаком которого является повторение звуков, слогов либо целых слов;
  • смешанный – сочетающий в себе обе формы.

Кроме того, в медицине принята иная классификация:

  1. Неврозоподобная форма – выражается в выраженном дефекте моторики, в частности, артикуляции речевого аппарата, нередко, вызванном поражением заднелобных и подкорковых участков головного мозга. При данной форме отмечается небольшая задержка развития ребенка;
  2. Невротическая форма – сопровождается своевременным развитием речи и моторики и провоцируется однократными либо хроническими стрессами или испугом. Мозг пациента функционирует нормально и в спокойной обстановке речь звучит практически чисто, подвергаясь нарушению только в период сильного эмоционального волнения.

Как развивается заикание

Лечение заикания у взрослых проходит намного сложнее, чем в детском возрасте. Поэтому желательно использовать все необходимые меры для исправления дефекта и не допустить его прогрессирования. Часто родители не ознакомлены с тонкостями развития патологии и могут упустить время, оптимальное для лечения.

Впервые дефект проявляется в возрасте до 12 лет, но в большинстве случаев присутствуют 2 острых периода. Первый отмечается в 2-4 года, второй – в 5-7 лет. Продолжаются данные периоды не дольше нескольких месяцев и начинаются с повтора слов либо согласных звуков, которые находятся в начале предложения.

С прогрессированием патологии дефект становится выраженнее, наблюдается усиление заикания, когда ребенок пытается произнести фразу или слово, имеющие наибольшую важность.

Одновременно с этим патология может полностью отсутствовать при общении с животными, неодушевленными предметами, во время пения.

Диагностируется патология только в случае присутствия дефекта не менее 3 месяцев.

Выделяют в развитии 4 основные фазы:

  • Первая наблюдается среди дошкольников, у которых патология носит кратковременный характер и перемежается нормальной речью. Нарушение речи связано с эмоциональными переживаниями либо необходимостью много говорить. В этом периоде велика вероятность самостоятельного исправления дефекта;
  • Вторая фаза выявляется среди детей начального школьного возраста и диагностируется, как хроническая патология с кратковременными периодами нормальной речи. В этом возрасте дети очень болезненно реагируют на заикание, так как часто подвергаются насмешкам со стороны сверстников;
  • Третья фаза проявляется в подростковом возрасте и сопровождается усилением симптомов при контакте с посторонними людьми, во время общения по телефону, ответов у доски;
  • Четвертая фаза диагностируется в позднем подростковом возрасте. Нередко, пациенты к этому моменту учатся находить замену словам, произношение которых представляет особую проблему.

Так как вылечить заикание легче всего в начальной форме, рекомендуется не затягивать с обращением к логопеду. Примерно в 50-80% случаев, в зависимости от типа дефекта, можно избавиться от проблемы полностью. Чтобы избежать развития нарушения речи, желательна профилактика заикания уже при наличии первых симптомов в детском возрасте.

Если человек чувствует, что состояние здоровья препятствует его нормальной жизнедеятельности, необходимо пройти развернутое медицинское обследование, результаты которого будут рассматриваться в комплексе.

Даже если не удается избавиться от заикания, не стоит ставить на себе крест, отказываясь от карьеры и общения с окружающими. Детские дразнилки способны выработать психологический комплекс, от которого можно избавиться, обратившись к профессиональной помощи.

Но взрослые люди, в первую очередь, ценят человека за его внутренние качества, а не за красноречивость.

При использовании материалов сайта активная ссылка на сайт обязательна